Дорога пойдёт на север
Стальную магистраль состыкуют с автомобильными шоссе
В конце минувшей недели представители четырёх стран – России, Финляндии, Швеции и Норвегии – согласовали обновлённый в апреле проект Совместного транспортного плана региона Баренцева моря. Новые железнодорожные маршруты свяжут северные российские регионы с соседними государствами Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны (БЕАТА).
Согласованный проект включает строительство, проектировку и модернизацию железной дороги, а также объединение её с автомагистралями. В документе отмечается, что на территории России появится три железнодорожных маршрута до соседних государств: Петрозаводск – Мурманск – Киркенес (Норвегия) и Воркута – Котлас – Сыктывкар – Архангельск – Вартиус – Оулу (Финляндия), а также от финского Каяни до Петрозаводска.
В Мурманской области железнодорожная сеть будет состыкована с автомобильными дорогами на некоторых участках, однако каких – пока не уточняется. В направлении Финляндии, согласно проекту, предлагается организовывать преимущественно железнодорожные перевозки, поскольку ширина колеи обеих стран одинакова – 1520 мм.
Согласно утверждённому проекту БЕАТА, для создания эффективной транспортной системы региона необходимо развитие железнодорожной инфраструктуры, упрощение пересадки с автомобильного транспорта на железнодорожный и морской, а также сокращение количества административных препятствий при пересечении границ.
Утверждённый документ размещён на официальном сайте Министерства транспорта РФ. На вопросы «Гудка» о деталях проекта в отраслевом министерстве не ответили.
По словам советника первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Вадима Михайлова, Фёдора Пехтерева, РЖД реализуют ряд крупных транспортных проектов для развития Баренцева региона. Они включены в инвестиционную программу ОАО «РЖД».
Как отмечается в официальном сообщении Минтранса, в реализацию транспортных проектов помимо отраслевых компаний вовлечены регионы стран БЕАТА с суровым климатом.
Скрытый текст
Как сообщил «Гудку» исполнительный директор Международного Баренцева секретариата Роман Гоккоев, согласование и утверждение проекта проходило в онлайн-режиме, поскольку до осени текущего года все встречи отменены.
Другие страны, участвующие в реализации инфраструктурного проекта, уже активно готовятся к строительству новых железнодорожных участков.
«В Норвегии ведётся подготовка к строительству новой железной дороги протяжённостью 500 км, которая соединит города Будё (станция Фауске) и Тромсё. На данный момент в активной фазе также реализуется проект по электрификации старой железной дороги между финскими городами Кеми (станция Лаурила) и Торнио с выходом на шведский Хапаранда.
Также на севере Швеции идёт подготовка к строительству новой железной дороги North Bothnia Line между городами Умео и Лулео. Первый этап строительства в ближайшее время начнётся на участке от Умео до Шелефтео», – рассказал Роман Гоккоев.
Он также отметил, что со стороны Финляндии была инициатива построить железную дорогу от финского города Рованиеми до норвежского Киркенеса, но эти планы пока заморожены новым правительством. Дело в том, что в прошлом году финско-норвежская рабочая группа посчитала эту дорогу коммерчески нежизнеспособной. По предварительным подсчётам, для покрытия расходов на техническое обслуживание участка необходимо привлечь 2,5 млн тонн грузовых перевозок ежегодно. Специалисты пока эти планы считают нереалистичными.
Напомним, Совместный транспортный план Баренцева региона разработан ещё в 2015 году, однако в апреле 2020 года в него внесли обновления, которые теперь окончательно утверждены. Как ранее пояснял Роман Гоккоев, обновлённый план подготовлен экспертной группой, созданной руководящим комитетом БЕАТА, в который включены специалисты из России, Финляндии и Швеции.
Одним из ключевых проектов развития транспортной системы Баренцева региона согласно обновлённому проекту является «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», который включает в себя строительство 46-километровой железнодорожной ветки Выходной – Лавна. Об этом подробно «Гудок» писал в апреле.
Я могу быть свидетелем того, как от Питера через Токсово прокладывают скоростную магистраль в Финляндию. Это что-то и нечто. Для прокладки отдельных скоростных путей между Токсово и Кузьмолово (наверное, самый проблемный участок) делают бетонные стенки под пути для скоростного поезда. Затраты будут колоссальные. И если зарубежные эксперты считают прожект коммерчески не выгодным, с моей точки зрения, они не далеки от истины.