Имя пользователя:
Пароль:  
Помощь | Регистрация | Забыли пароль?  

Показать сообщение отдельно

Ветеран


Сообщения: 1810
Благодарности: 146

Профиль | Отправить PM | Цитировать


Самые необычные корабли русского флота - поповки


Модель поповки "Новгород".

По результатам Крымской войны Россия не имела права строить военные корабли на Черном море. В то время как во всем мире кипел судостроительный бум, возникший на почве быстро развивающихся технологий. Постепенно отставание становилось катастрофическим – Турция, например, успела обзавестись вполне современным паровым флотом.

К счастью для России, к началу франко-прусской войны в стане ослабевших союзников начались разногласия, так что контролировать южные пределы России никто уже не мог. Чем воспользовались дипломаты. И в 1871 году все ограничения с России были сняты.

Надо сказать, что русская сторона подсуетилась много раньше. В 1869 году уже были сформулированы технические требования к новым кораблям, в 1870 началось их проектирование. Принятая концепция боевого корабля оказалась достаточно спорной, но не стоит забывать, что в то время кораблестроение просто массово обрастало тупиковыми эволюционными ветвями – конструкторы только еще нащупывали верные пути-дороги.

Скрытый текст

Знаменитый броненосец северян "Монитор" (1862): его проект из Морского музея (США) и 3D-рендер

Собственно, само техническое задание совмещало максимально противоречивые требования. Во-первых, необходимо было разместить максимально большие пушки из существующих. Во-вторых, броневая защита корабля должна превосходить таковую у противников. В-третьих, осадка корабля при этом должна оставаться минимальной. Как и его внешние габариты – чтобы затруднить прицеливание и стрельбу по нему. Также требовалось максимально удешевить корабль, а его конструкцию приспособить для быстрой постройки – возиться с чем-то передовым никто не собирался.

Адмирал А. А. Попов, совместив все требования, пришел к выводу, что лучшим решением окажется круглая, плоскодонная платформа. По сути, самоходная баржа, скроенная на манер монитора – с минимальным надводным бортом. Особой мореходностью такая конструкция не блистала, но ее и не требовалось – планировалось на первых порах обзавестись кораблями береговой обороны, а что-то более существенное оставить на последующее развитие.


Вид сбоку и сверху

Не стоит считать предложение Попова чем-то революционным в истории судостроения. Похожую архитектуру имели шведские прамы – плоскодонные прямоугольные (почти квадратные) корабли, которые строили для обстрела береговых укреплений – батареи на них часто ставились в два яруса, да еще по всем четырем бортам. В XVIII веке, например, русские такие использовали при осаде Азова.

В 1868 году шотландец Джон Элдер запатентовал абсолютно круглое судно, у которого, впрочем, сохранялся полноценный киль. Такая схема обещала выдающуюся стабильность во время артиллерийских стрельб. Хотя недостатки конструкции были видны с самого начала – огромное сопротивление на ходу (отсюда малая скорость) и невозможность нормально удерживать курс. Но зато, теоретически, с центра такого тазика получалось с одинаковым успехом палить на все четыре стороны без предварительных маневров.

Попов пошел дальше шотландского судостроителя. Его проект изначально вообще оказался лишен киля (позднее их добавилось аж 12), а для большей курсовой устойчивости, маневренности и боевой живучести предусмотрели шесть винтов – по три с каждой стороны от руля.

По центру корпуса (его внутреннюю конфигурацию, кстати, проектировал С. О. Макаров) возвышался мощно бронированный барбет, в котором стояли две пушки – по проекту это были или 11-дюймовые нарезные (280 мм) или 20-дюймовые гладкоствольные (508 мм) пушки Круппа. Проект легко было масштабировать – меняя диаметр платформы, получалось играть с главным калибром и бронированием.

Надо сказать, что корабли заложили не сразу. Сначала опробовали концепцию на круглой паровой шлюпке из дерева. Вроде результаты испытаний признали обнадеживающими и решили сразу начинать постройку полноценного боевого корабля.

Первый в серии корабль назывался "Новгород", а второму присвоили имя "Киев". Позднее, правда, переименовали в "Адмирала Попова". Еще на стапеле корабли метко прозвали блюдцами (иногда тазиками), хотя диаметр этих блюдец получился немаленький – 30 метров с лишним.


И в самом деле - плавучий тазик. "Новгород" на стапеле

Как и предвиделось, курс эти мониторы держали плохо. А руль и вовсе оказался бесполезен – все маневры приходилось совершать машинами. Скорость не превышала 7 узлов на спокойной воде, а при сильном ветре или против течения корабли вообще отказывались двигаться вперед. Но как платформа для стрельбы они оказались вне конкуренции – очень устойчивые. Правда, после каждого выстрела орудийную платформу начинало крутить. Но это разворачивало не сам корабль, а орудийный станок – конструкция орудийных фиксаторов оказалась неудачной.

Повоевать толком у этих судов не получилось. Их привлекали в русско-турецкую кампанию для охраны побережья. Но турки, лишь их завидев, пускались наутек – желания соревноваться с их нарезными монструозными орудиями никто не обнаруживал. А вот догнать противника поповки не могли – от них бы с легкостью ушла даже парусная шаланда при неблагоприятном ветре.


Поповка в Севастополе. Художник: Николай Красовский

Какое-то время корабли охраняли побережье (их вооружение даже пару раз модернизировалось – понемногу добавляли противоминный калибр), но к концу XIX века их уже определили во вспомогательные суда, а в начале ХХ и вовсе списали – как бесполезные с военной точки зрения.

В свое время по неуклюжей конструкции поповок не проходился разве только ленивый. Например, широко известен одноименный опус Некрасова ("Мы кружимся как поповка, | А вперед - ни на вершок!"). Но все же стоит признать, что роль свою эти броненосцы сыграли отлично. Пусть и в качестве пугала.

Там есть продолжение, но про императорскую яхту "Ливадия", с эллиптическим корпусом

Отправлено: 20:41, 06-04-2019 | #198