Тут сразу надо оговориться, что ничего постыдного в этом нет. Вся история человечества построена на том, как более мощная нация побеждает менее могучую, а затем рачительно утрамбовывает в собственную кладовочку все достижения бывшего врага. Только сумасшедшие спартанцы махались просто так. Но у них были илоты, им было проще.
Любой специалист по архитектуре легко скажет вам, что в Петеррбурге надо смотреть, в первую очередь, не барокко (кто бывал в развитых Европах, знает, где барокко водится), а ампир - стиль придуманный при Наполеоне. Просто Наполеона союзники-то разбили, ограниченно верные французы все, что с ним связано, предусмотрительно разлюбили. А победители (конкретно Александр Павлович) внутренне Бонапартом восхищались, поэтому моду на ампир вместе добытым имуществом привезли в столицу.
Примерно с этого момента и начинается наша история.
Монферран - архитектор самозванец.
Сразу оговоримся - никаких инсинуаций. Как в анекдоте, в хорошем смысле слова. В конце будут ссылки, что почитать.
Итак, Анри Луи Огюст Рикар де Монферан, как он подписывал себя в документах и вошел в историю, родился в 1786 г. в пригороде Парижа Шайо и не был ни Монферранном, ни дворянином. Фамилия его была Рикар, отец рано умер, поэтому растил его отчим Коммарьё, художник и гравер. “Де Монферран” появилось позже, как утверждал сам архитектор, от матери. Она дописывала “из Монферрана”, но так фамилия становилась похожа на дворянскую.
Монферран поступил в Королевскую академию архитектуры. Во время наполеоновского правления он служит в армии, ранен. Служит, судя по всему, неплохо.
Портрет Огюста Рикара де Монферрана работы Ж. Д. Кура. Видны ордена св. св. Владимира 3-й ст., Анны 2-й ст. и Почётного легиона Франции.
Есть версия, что его семья была связана с семьей Демидовых, которые и помогли ему перебраться в Россию и, думается, совершить действие, предопределившее его будущую судьбу.
В 1815 г. Монферрану почти 30 лет. Французы не успевают менять символику на улицах под меняющуюся власть. В побежденной стране молодому амбициозному архитектору ничего не светит.
Каким образом ему удалось добиться аудиенции у прибывшего в Париж Александра Павловича, нам еще предстоит узнать. Известно только, что императору Монферран предстал прекрасным рисовальщиком, подарив ему альбом с собственными эскизами различных триумфальных сооружений в честь победы над Наполеоном.
Например, это проект конной статуи Александра “для очень большой площади”.
Ну, я думаю, что я в достаточной степени разогрел любопытство, чтобы вы досмотрели статью по вышеприведенной ссылке. Уж больно она большая, хотя хотел все скопипастить!