Выглядит вычурно, но за этим - реальная жизнь людей.
Правила жизни русского старовера
В 1666 году патриарх Никон осуществил в России церковную реформу, которая пришлась по душе не всем. Люди, оставшиеся приверженцами традиций, принятых при князе Владимире, и являются староверами. Официальное православие продолжает развиваться, со времен раскола произошло более 200 изменений в церковных обрядах и культурных традициях. Староверы хранят древнерусские традиции, но и в их жизнь проникают веяния современного мира.
Скрытый текст
У тех же федосеевцев* нет таинства брака как такового. Сам брак есть, а таинства нет. Поэтому еще лет 50–60 назад, особенно если это была среда федосеевцев, создание семьи происходило следующим образом: парень с девушкой договаривались жить вместе и жили. Это то, что сейчас называется гражданским браком.
(*Федосеевцы — ответвление в русском старообрядчестве. — Прим. авт.)
Жена у меня перекрещенная (обращенная из православия в старую веру. — Прим. авт.). Вместе мы уже больше 20 лет. У нас двое детей.
Если мужчина женится, он старается обратить жену в свою веру. Иногда бывает наоборот: жена-староверка перекрещивает мужа. В этом году у нас было пять крещений: трое русских и два эстонца.
Мы абсолютно нормальные люди: не дикие, не жуткие, не угрюмые. Причудье близко к городу, мы живем в 40 км от Тарту, а это второй по величине эстонский город. Конечно, традиционный деревенский уклад теряется: уходит из быта русская печь, теряется идея национального костюма, сворачиваются хозяйства.
Я всегда надеваю костюм-косоворотку — как по официальному поводу, так и без него. Таких, как я, немного: под влиянием моды многие старообрядцы отказались от народных одеяний. У нашей одежды северо-западная стилистика — такая же, как в Новгородской, Псковской, Ленинградской областях. Для северо-запада характерен лен, а также белые, голубые, желтые и красные цвета.
У староверов принято отпускать бороды. Кто-то следует этому правилу, кто-то нет. Я следую.
В церковь хожу раз в неделю по воскресеньям. Роскошь ежедневного посещения могут себе позволить разве что представители больших общин — в Риге, в Даугавпилсе. Сегодня у нас на все Причудье всего два наставника: один в Тарту, другой в деревне.
Я сам занимаюсь резной иконой, работаю с русским рисованным старообрядческим лубком. Считаю, что многие русские православные традиции во многом сохранились благодаря старообрядческой общине в Эстонии. Они не просто продолжают жить, они развиваются.
Учитывая то, что мы живем в иноязычной среде, при передаче опыта детям упор прежде всего делается на язык. Обучаем церковно-славянскому языку, поскольку это основной язык богослужения, в том числе с помощью детских лагерей.
В деревенских общинах есть так называемое народное православие — когда по незнанию богословскому человек начинает интерпретировать церковные запреты ввиду собственного разумения: на службе нельзя стоять, расставив ноги (потому что бес может проскочить), свечку задувать нельзя (потому что могут прыщи вскочить на языке), воду оставлять открытой нельзя (дьявол купается в этой воде).
Я бы назвал это народным язычеством, с полным основанием
Это на уровне подсознания работает. Если в ведре налита вода, ее нужно закрыть палочками крест-накрест. У старшего поколения это отработано как зубы почистить с утра.
Немного
крутого позитива: