Цитата DJ Mogarych:
Цитата El Scorpio:
И мой ответ - если бы к такой шлюпке подбежала бы целая толпа таких вот нестеренок, то с таким балластом она бы не взлетела, и все они бы погибли. »
Почему? Нестеренки путём драки сократили бы своё количество до подъёмного, и некоторые нестеренки спаслись бы. »
|
Потому, что "свобода" - это "право сильного". При любом
столкновение интересов двух людей и более людей, "свободней" в итоге окажется тот, кто другому сильнее башку проломит, ловчее нож в спину засунет, хитрее яду подсыпет. Или, если интересы будут не особо важные, суровее запугает остальных.
Это же и "сатанинская библия" говорит: "
Находясь на открытой территории, не мешайте никому. Если кто-то мешает вам, попросите его прекратить. Если он не останавливается, уничтожьте его.". Подразумевается, что для сохранения своей свободы нужно быть способным уничтожить конкурентов.
С другой строны, основная цель человека - продлить свою жизнь и обессмертить себя в своих детях. Причём "жить" означает "жить долго", а не "сдохнуть на пять минут позже всех остальных". И общество с его законами является одним из инструментов обеспечения жизни людей - сила и единство общества увеличивает его шансы на выживание, соразмерно увеличивая шансы на выживание каждого члена данного общества.
Вернусь к тому самому примеру с космическим кораблём (последним шансом спастись с погибающей планеты) и "нестеренками".
1. Неорганизованная толпа может перегрузить корабль, что никто никуда не улетит.
2. Неорганизованная толпа может выбросить из корабля запасы еды, воды и воздуха, из-за чего никто никуда не долетит.
3. Неорганизованная толпа в процессе "уменьшения численности" может поубивать всех пилотов, астронавигаторов и прочих специалистов, без которых спасительный корабль станет грудой бесполезного железа.
4. Запуск корабля может потребовать участия наземной команды. Кто корабль запустит, если никто остаться не захочет? А если кого из "нестеренок" оставить, то такая "команда" сорвёт запуск со словами "раз я не улетел, то никто не улетит" - к бабке не ходи.
Можно назвать и пятую, и десятую причину по которой стадо "индивиддуумов" в такой ситуации погибнет полностью.
Также и Война, для которой правило "мне не нужно бежать быстрее медведя -
мне нужно бежать быстрее тебя" не действует. Слишком много врагов на войне - от них не убежишь, потому что они захотят захватить всё. И если
все побегут, то погибнут либо в рабство попадут тоже все.
Потому на любой войне дезертиров расстреливают - чтобы выбить дурные мысли из голов других сомневающихся граждан. Иначе за одним беглецом побежит десять, за ними сотня, потом тысяча - и так, пока не останутся самые сознательные, которых просто задавят массой.
Цитата DJ Mogarych:
Хорошо рассуждать у себя дома, сидя на форуме, как бы ты красиво и благородно поступил бы. Типа, собрались мужики с печатью мудрости на суровых лицах в кружок, молча кинули жребий. Те, кому не повезло, даже не изменились в лице и молча приняли свою участь. Те кому повезло, тоже не радуются -- они обняли тех, кому не повезло, похлопали их по спине, и пустив скупую мужскую слезу, сели в лодки и уплыли. »
|
Разумеется.
Именно такое поведение считалось образцом всегда и везде. Потому что именно такое поведение увеличивает шансы выживания общества, а значит и каждого его члена. И общество всегда готовила людей к тому, чтобы они не метались, ежели такая ситуация всё-же возникнет.
Если взять советское кино, то именно это мы там и увидим: подвиг - нормальное дело для каждого человека, а предательство - удел отдельных трусов и подонков. Однако с Перестройки всё резко изменилось: теперь уже подвиг стал делом "отдельных героев", зато трусость и предательство "обычного человека" стало делом "понятным и простительным". И сейчас в искусстве "нормой" объявляется самая грязь.
В связи с этим я хотел бы повторить цитирование книги Александра Прозорова
Цитата:
— Как ты мог! Как ты… Ты же его чуть не убил! Прямо при всех, ни за что! — Она мотнула головой и стукнула каблуком о стену. — Чуть не зарезал!
— Как «ни за что»? — не понял Зверев. — Он меня оскорбил.
— Чем оскорбил? Подумаешь, пара слов сгоряча сорвалось! Что, из-за такого пустяка жизнь у человека отнимать?
— Безусловно, — уверенно кивнул князь. — Сперва ты простишь, когда тебя оскорбят. Потом — когда тебя обкрадут. Потом — когда тебя ударят. Потом — когда ограбят. Потом — когда у тебя отнимут твою женщину. Потом — когда у тебя отнимут твою свободу. Потом — когда у тебя заберут жизнь. Не хочешь стать рабом — не допускай первого шага. Тот, кто тебя оскорбил, должен или извиниться, или умереть. Или ты должен умереть, защищая свое достоинство. Иначе легко попасть на очень скользкую дорожку. Первый шаг — и ты уже не сможешь остановиться. По чуть-чуть, по чуть-чуть, шаг за шагом у тебя заберут все. А ты все будешь думать: «Ну не умирать же из-за такого пустяка».
— Но ведь это человеческие жизни, колдун! Жизни, каждая из которых неповторима! Разве может быть что-то дороже жизни?!
— Много чего, женщина. Честь. Родина. Любовь. Даже шимпанзе жертвует собой, если это нужно для спасения стаи. Безмозглая мартышка кидается на леопарда, кусает и рвет, защищая детенышей и самок. Неужели вы здесь стали дурнее обезьян?
— Мы научились ценить жизнь!
— Нет, вы научились оправдывать страх. Древний животный страх…
|
Да, как бы обидно это не звучало, именно к
страху сводятся всё ваше "безразличие". И именно для этого обыкновенный гопник оскорбляет прохожих: не отреагировал - значит испугался, испугался - значит слабый, слабый - можно начать "веселье" (избиение + ограбление). Зато если прохожий отреагирует сурово, то даже самый тупой гопник поймёт, что "веселье" может очень больно обломиться.
Конечно, бывают и "провокации", из которых нужно стремиться выйти с наименьшим ущербом - но это уже экзотика.
И в завершении я хочу вернуться к основной теме нашей беседы.
Честный и порядочный человек не станет оправдывать свои недостатки красивыми словами - будь то "святость жизни" или "права и свободы личности" - он попытается улучшить себя, дабы устранить в себе причины этого страха (ту же слабость). Зато человек безнравственный и беспринципный попытается "возвыситься" над окружающими,
опустив их ещё ниже.
Она поставила своей целью разрушить его, будто, неспособная стать в один ряд с его достоинствами, могла превзойти их уничтожив, надеясь тем самым сравняться с ним в величии. Будто вандал, подумал он содрогнувшись, разбивший прекрасную статую, стал выше скульптора, изваявшего ее, будто убийца, умертвивший ребенка, стал величественнее выносившей его матери.
(Айн Рэнд: "Атлант расправил плечи")
Этот памятник был посвящён святым людям, которые отдали свои жизни ради спасения всех нас. Людям храбрым, сильным и достойным, которые вынесли на себе весь мир. А те жалкие, слабые, трусливые людишки своей "акцией" точно также попытались "превзойти" тех героев.
И все "творцы", что сейчас массово создают "художественные произведения", в которых солдаты сражаются с врагом лишь под прицелом "маузеров чекистов" и "пулемётов заградотрядов", тоже вымещяют на них обиду за своё собственное ничтожество.
Это теперь называется "свободой"? Нет, если уж вести речь о внутренней свободе человека, то свободным стоит считать того, кто может взглянуть на тех, кто выше и достойней его. Потому что только такой человек, увидев сотворённое другими, захочет превзойти их, сотворив нечто лучшее.